Самоучитель общения


#
СИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.


       Первое, о чем мы поговорим, - об очаровательном активном восприятии. Хотя оно и представляет собой всего лишь оборотную строну навыков общения, но является чрезвычайно важной его составляющей.

       Мне нравится представлять себе процесс восприятия в таком виде: вообразите себе, что вы смотрите по телевизору документальный фильм о жизни диких животных, скажем львов. Перед вами спокойно лежит абсолютно неподвижный лев. Возможно, он спит. Но вот животное замерло, готовясь к прыжку. Есть разница, не так ли? Именно так мы и должны слушать. Я не призываю только и ждать момента, когда можно будет "наброситься" на собеседника. Но учитесь слушать АКТИВНО.

ШЕСТЬ УРОВНЕЙ ВОСПРИЯТИЯ

Остекленевшие глаза

Я уверен, что каждый человек однажды ловил себя на том, что полностью отключился от собеседника и уставился в пространство. Порой собственные мысли захватывают нас так сильно, что мы, хотя и слышим звук произносимых слов, не способны вникнуть в их смысл, то есть на самом деле просто не воспринимаем собеседника.

Автоматическая реакция

Классическая ситуация, когда один из супругов возвращается домой после напряженного трудового дня, а другой провел целый день дома. Тот, кто был на работе, вдоволь наговорился с людьми, второму же не терпится пообщаться.

- Ну как прошел день, хорошо?
В ответ автоматическое:
- Да.
- Ты получил тот заказ?
- Да.
- Будешь на ужин рыбу?
- Да.
- Давай сегодня никуда не пойдем?
- Да.
- Я возьму деньги со сберкнижки, чтобы купить новый костюм?
Автоматически:
- Да, - но вдруг, словно проснувшись: - Что ты сказала?
Мы нередко общаемся друг с другом как бы автоматически, хотя и знаем, что делать этого не следует, ибо, если слушаешь собеседника вполуха, недалеко и до больших неприятностей.

Повторение нескольких последних слов

Описывая этот уровень восприятия, обычно говорят: "Слушаю одним ухом", в то время как "второе" обращено внутрь и занято внутренним диалогом. Говорящий обращается к нам, интересуясь (хотя, возможно, он и формулирует свой вопрос помягче): "Что я сказал?" В ответ мы извлекаем из своей удивительной памяти несколько последних произнесенных им слов в надежде посрамить вопрошающего.

Вспомните, сколько раз, когда вы учились в школе, учитель, не утруждая себя деликатностью, грозно обращался к вам: "Томсон, ты меня слушаешь?" На что следовал неизменный ответ: "Конечно". - "Так о чем я только что говорил?" Быстро "перемотав ленту магнитофончика" в своем мозгу, мы громко воспроизводили несколько последних слов любопытного педагога, что спасало нас от неприятностей.

Способность ответить на вопросы

Вот здесь-то и начинается настоящее восприятие. Если мы в состоянии ответить на вопросы по поводу того, о чем шла речь, значит, мы не только слушали говорящего, но еще и обдумывали услышанную информацию. Если ваша должность или род занятий требует, чтобы люди хорошо понимали сказанное вами, то, закончив говорить, обязательно задайте несколько вопросов, уточняющих, правильно ли они вас поняли.

Если вы не хотите выглядеть диктатором, вам, безусловно, не следует задавать вопросы в стиле
"О чем я сейчас говорил?". Рекомендуем воспользоваться такими выражениями:
l "Билл, думаю, вам понятна моя точка зрения. Теперь, пожалуйста, скажите мне, какую помощь окажет вам в работе новый компьютер?"
l "Сэлли, как вы думаете, как мои предложения повлияют на работу нашей группы?"
l "Фред, как ты смотришь на создавшуюся ситуацию?"
Вы отнюдь не собираетесь поймать ваших слушателей на невнимании. Вы просто проверяете, как они восприняли услышанное.

Способность пересказать услышанное

Данный уровень восприятия несколько отличается от предыдущего, поскольку того, кто говорил, уже нет рядом и он не может помочь слушавшему передать информацию третьей стороне.

Если слушатель уверен в том, что сможет пересказать услышанное без потерь информации кому-то еще, мы уверенно утверждаем, что он активно и внимательно воспринимал сообщение, благодаря чему способен самостоятельно воспроизвести услышанное. Для того чтобы убедиться в том, что ваши слушатели были в достаточной степени внимательны.

l "Том, вы сможете изложить это Джону и Мэри?"
l "Информацию необходимо передать Джиму. Вы сделаете это, Том?"
l "Том, ты не мог бы сообщить своему брату о том, какие приготовления необходимо сделать к отъезду?"
Слушая ответы Тома, вы поймете, способен ли он воспроизвести полученную информацию. Далее мы поговорим о том, как нужно наблюдать за собеседником, на какие сигналы его тела необходимо обращать внимание, чтобы овладеть данным уровнем восприятия.

Научить кого-нибудь.

Это тот уровень, когда ваш собеседник не просто воспринял изложенную вами информацию, но слушал настолько внимательно, что теперь он способен обучать на ее основе других людей в ваше ОТСУТСТВИЕ. Другими словами, он может самостоятельно ответить на вопросы, которые ему зададут его слушатели по поводу данной информации.

Когда нам сообщают какую-либо информацию и мы при этом мыслим себя не учениками, но будущими учителями, мы слушаем более активно. Читая, например, эту книгу, представьте себе, что вы - преподаватель, который готовится к занятию, чтобы научить своих слушателей тому, что он прочел.

Рассказывают, что Ли Якокка, исполнительный директор автомобильной компании "Крайслер", любит повторять: "Различие между великой компанией и посредственной заключается в умении ее сотрудников слушать клиентов".

Почему же люди далеко не всегда активно слушают друг друга? И более важный вопрос - что мы можем сделать в таких ситуациях, как нам поправить положение?

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ СЛУШАЮТ ДРУГ ДРУГА?

Уровень интереса.

Возможно, вашему собеседнику неинтересен предмет разговора. Его не волнует обсуждаемая тема, и он просто "отключился".

Отвлекающие факторы.

Слушающего могут отвлекать от беседы различные внешние факторы, начиная с того, что кто-то подошел к телефону, и заканчивая температурой в помещении. Дома отвлекающую роль обычно играет телевизор. Думаю, всем родителям приходилось видеть, что дети бывают настолько глубоко поглощены любимой программой, что просто не слышат мать или отца, зовущих их к ужину или пытающихся расспросить о школьных делах. Когда вы едете в автомобиле, отвлекающими факторами могут быть радио, шум транспорта, воющая сирена полицейской машины.

Разговор с самим собой.

Пожалуй, одна из самых распространенных причин недостаточного внимания - разговор с самим собой, или, как его обычно называют, внутренний диалог, который, я уверен, знаком каждому из нас. Вы слушаете кого-то, говорящего со скоростью 10 слов в минуту.

Ваш мозг способен воспринимать гораздо более быструю речь, и вы начинаете думать о чем-то своем. "Выключил ли я газ, уходя на работу?", "Куда бы поехать в отпуск?", "Что я должен сделать сегодня вечером?". Внутренний диалог становится столь напряженным, что, продолжая слушать говорящего, мы перестаем фиксировать поступающую от него информацию, не воспринимаем ее.

Манера говорить.

На то, насколько внимательно способны мы слушать говорящего, большое влияние оказывает его манера говорить: язык (слишком сложный или, наоборот, слишком грубый, упрощенный), темп речи (слишком медленный для нашего сознания или чрезмерно быстрый) и т. п. Если речь говорящего монотонна, наше сознание впадает в спячку.

Распространенными ошибками многих выступающих являются длинные монологи, отсутствие контакта со слушателями.

Язык тела

Другая серьезная проблема - несоответствие жестов и поз оратора произносимым словам. Говорящий утверждает одно, а его тело "кричит" о чем-то совсем другом, выражение лица не согласуется со словами, движения по большей части кажутся неуместными. Возникает впечатление, что человек либо слишком скован, либо откровенно лжет.

Контакт глазами

Проблемы в восприятии возникают и при неспособности говорящего смотреть в глаза слушателям. О значении движений глаз и направления взгляда оратора мы поговорим в четвертой главе этой книги.

Желание высказаться

Иногда человек перестает слушать, потому что ему самому хочется высказаться. Уверен, каждому из вас приходилось оказываться в таком положении. Вы отправились вечером куда-нибудь со своими друзьями, например пообедать или просто выпить. Кто-то из компании рассказывает анекдот. Как часто случается, он, словно искра, высвечивает в вашей памяти другую, третью историю, и вы уже только делаете вид, что слушаете рассказчика, с трудом дожидаясь, пока он закончит, чтобы самому взять слово. Правда ведь? А на следующее утро мы обычно не можем вспомнить ни одного из замечательно смешных анекдотов, услышанных накануне.

В деловой обстановке нам нередко приходится общаться с одними и теми же людьми, разговаривать на одни и те же темы, и мы почти всегда заранее знаем, в какое русло повернет беседа. Нам известно, что ответит собеседник на обычно задаваемые вопросы, знакомы его традиционные реплики.

И тогда мы просто ждем, пока он закончит речь, чтобы взять слово самим.

Привычки и стереотипы

У некоторых людей выработалась привычка никого не слушать. Возможно, они выросли в семьях, где было принято не обращать внимания друг на друга, а может быть, им известно или они полагают, что им известно, то, что вы собираетесь сказать.

Защита

И наконец, неумение и нежелание слушать собеседника частенько оказываются результатом действия защитных механизмов, которые помогают человеку оградить себя от неприятных известий. Кто-то из руководства высказывает замечания в адрес одного из сотрудников, которому наверняка неприятно слышать критику в свой адрес, и он, защищаясь, просто отключается.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Да, знать, почему люди вас не слушают, очень полезно. Но что же можно сделать, столкнувшись с такой ситуацией? Именно об этом мы и будем говорить на протяжении всей книги. Мы с вами рассмотрим, как наладить разговор в той или иной ситуации, как повлиять на людей, как склонить их на свою сторону, убедить в правильности своей точки зрения, как внушить им необходимость СЛУШАТЬ то, что вы говорите.

Привычка активно слушать других принесет вам немалую пользу. Прежде всего вас полюбят окружающие. Большинство людей предпочитают говорить, а не слушать, и бывают чрезвычайно счастливы, если находят внимательного собеседника. Слушая активно, мы лучше запоминаем сказанное. Чуть-чуть позже я расскажу вам о методе Б. П., позволяющем сконцентрировать внимание в процессе восприятия и запомнить максимум из того, что говорится. Умение активно слушать и задавать вопросы - неотъемлемая часть умения убеждать людей. Пожалуй, проще всего убедить человека в чем-нибудь, оказать влияние на ход его мыслей и поступки, если внимательно его выслушать и задать подходящие вопросы.

Слушая человека активно, мы побуждаем его к продолжению разговора. В наши дни, когда все вокруг твердят о том, какой мощной силой является информация, мы получаем максимальное ее количество, если предоставляем собеседнику возможность полностью высказаться. Если мы считаем, что информация - мощная сила, то активное восприятие - способ ее обретения.

Если мы умеем активно слушать, мы всегда сможем порадовать собеседника приятным комплиментом, сказав… да просто ничего не сказав, а уделив ему достаточное внимание. И уж конечно, активное восприятие - простейший путь к запоминанию интересных и забавных анекдотов. Такое множество преимуществ! К тому же я выяснил, что обычно продвижение по службе получают не те, кто гладко говорит, а те, кто умеет слушать.

КОГДА МЫ ДОЛЖНЫ СЛУШАТЬ?

1. Когда нам нужна информация, которой располагает говорящий. Такая ситуация возникает и тогда, когда мы, убеждая кого-то, задали собеседнику открытый вопрос и человек, отвечая, сообщает нужные нам сведения. Благодаря его информации мы сумеем сформулировать свои предложения так, чтобы в наибольшей степени удовлетворить его желания и потребности.

2. Мы должны слушать внимательно, если собеседник важен для нас. Это может быть начальник, руководитель или просто старший товарищ, муж, жена или ребенок. Ни одному руководителю не понравится, если ему придется несколько раз повторить распоряжения из-за того, что мы не дали себе труда внимательно его выслушать.

3. Мы должны слушать особенно внимательно всегда, когда существует опасность возникновения недоразумений. Они подстерегают нас в случаях, когда предмет разговора слишком сложен или абсолютно незнаком нам, когда у говорящего непривычный акцент. В таких случаях мы вынуждены СЛУШАТЬ!

4. Особого внимания требует эмоционально окрашенная речь. Яркую окраску речи придают такие эмоции, как гнев, растерянность, радость или печаль. Очень легко упустить смысл высказывания, попав под власть эмоций говорящего.

Итак, повторим вкратце. Мы должны слушать активно тогда, когда речь ярко окрашена эмоциями, когда есть вероятность недопонимания, когда говорящий имеет для нас большое значение или когда нам нужна излагаемая им информация.

Помню, несколько лет назад я руководил кредитной компанией в Бирмингеме (Англия), то есть мы просто покупали и продавали деньги. Деньги - обычный товар, и если вы где-то что-то купили подешевле, а затем продали по нормальной розничной цене, вы получаете неплохие прибыли.

Однажды у меня состоялась встреча с управляющим компании, служившей для нас одним из источников средств. Мне предстояло убедить партнера, чтобы они продали нам деньги по более низкой цене. Я высказал свое предложение, и собеседник немедленно парировал: "Петер, я не думаю, что мы пойдем вам навстречу". Я задумался на несколько секунд, а партнер продолжил: "Ну разве что есть один способ". И тут я задал открытый вопрос: "Какой?"

Он стал излагать мне свои соображения по поводу комиссионных, которые позволили бы ему получить от нас больший объем услуг, а нам - пониженную ставку кредита. Данная система приносила моей компании 12 000 фунтов стерлингов в месяц, 150 000 - за год, а когда компания была продана, акционеры получили 900 000 фунтов стерлингов. Всего лишь несколько секунд активного восприятия. Активного слушания и молчания.

Запомните правило: чем внимательнее мы слушаем окружающих и чем адекватнее реагируем на их слова, тем внимательнее они относятся к нам. Чем больше интереса мы проявляем к тому, кто говорит, тем более внимательно он будет слушать, когда мы возьмем слово.

НА ПУТИ К АКТИВНОМУ СЛУШАНИЮ

Правильное соотношение

Давайте относиться к восприятию следующим образом: у нас два уха и один рот, поэтому и будем их использовать в заданном природой соотношении. Вы, наверное, видели шахматные часы? У них два циферблата, которые позволяют игрокам следить за временем, затраченным на каждый ход. Если бы мы могли при помощи подобных часов фиксировать, сколько времени мы говорим в беседе с другим человеком и сколько времени слушаем, то, думаю, мы куда чаще предоставляли бы другим возможность высказаться.

Если у вас много деловых телефонных звонков, вы могли бы попробовать записать их на магнитофон, чтобы потом прослушать с секундомером в руках, обращая внимание на то, сколько времени говорит каждый из собеседников. Гарантирую, вы получите впечатляющие результаты!

Смотрите собеседнику прямо в глаза

Слушая, лучше всего смотреть собеседнику прямо в глаза. Вы сразу показываете, насколько вы внимательны. Вам, полагаю, приходилось слышать, как отец говорит ребенку: "Ты будешь СМОТРЕТЬ на меня, когда я с тобой разговариваю?!" Нам нравится видеть глаза собеседника, потому что по ним мы можем определить, как он реагирует на нашу речь. Из этого вовсе не следует, что нужно смотреть на человека в упор, пялиться на него. Просто время от времени взгляните ему в глаза, чтобы не терять контакта.

Делайте заметки

Способность запоминать - одно из наиболее замечательных свойств человека, хотя мы и не всегда сразу вспоминаем то, что нужно. Делая записки, ПАМЯТКИ, мы оказываем памяти добрую услугу. В некоторых ситуациях бывает необходимо сначала попросить разрешения что-либо записать, и редко кто отказывает в такой просьбе. Если вы собираетесь вести запись на магнитофон, заручиться согласием говорящего вдвойне необходимо.

Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека

Если обсуждаемые идеи вызывают в нас энтузиазм или если мы не в силах дождаться, когда появится возможность высказаться, нас нередко обуревает желание "помочь" говорящему и мы стараемся закончить начатое им предложение. Оратора наши поползновения, безусловно, приводят в растерянность, тем более что мы не всегда верно передаем его мысль!

Избегайте поспешных выводов

Вам наверняка знакома ситуация, когда в течение дня у вас состоялось несколько однотипных бесед с похожими между собой людьми и вы поддаетесь соблазну, услышав слова следующего собеседника, сделать поспешные выводы, которые якобы следуют из его предложения. Но здесь так легко ошибиться!

Отвечайте!

Главный элемент активного восприятия - умение дать собеседнику понять, что мы его внимательно слушаем при помощи какой-либо реакции на его слова. Иногда достаточно простого "да-да", "понимаю", кивка головой. Вам приходилось, беседуя по телефону, время от времени спрашивать человека на другом конце провода: "Ты здесь? Ты меня слышишь?" Неприятный момент, правда? В такую минуту собеседники чувствуют себя неловко, но виноваты-то они оба.

Вы - потому что не вовлекаете собеседника в разговор, он - потому что недостаточно явственно реагирует на ваши слова. При непосредственном общении обязательно нужно реагировать на слова собеседника одновременно и жестами и позой.

Избегайте резких суждений

Все мы говорим по-разному: у нас разный акцент, свое построение фраз, индивидуальный темп речи, и побочные аспекты разговора могут "захватить" ваше внимание и помешать понять смысл того, что говорится.

Одним из источников критичности работников юстиции является то, что члены суда стоят перед необходимостью принять решение о виновности подсудимого, которого они видят в течение нескольких часов, при том что обычно им удается выслушать только ту часть доказательств, которая подтверждает их первое впечатление. Каждый из нас знает, как это происходит. Все мы полагаем себя экспертами по части мгновенных суждений, хотя опыт не раз доказывал нам, насколько часто мы ошибаемся.

Независимо от своего опыта, культуры, в которой мы воспитывались, и страны, где мы выросли, у многих из нас сложились определенные стереотипы в отношении некоторых национальностей. Англичан зачастую воспринимают как людей малоэмоциональных, с характерной презрительно вздернутой верхней губой; ирландцы кое-кому кажутся тугодумами, шотландцев считают нечестными посредственностями, а уэльсцев обвиняют в ксенофобии.

Один мой друг, проводивший отпуск в Италии, был потрясен тем, что одна итальянская дама в беседе с ним сказала: "Я не понимаю, почему вы, англичане, отправляете всех детей в школы-интернаты!" Очевидно, это странное предубеждение распространено довольно широко.

У американцев тоже есть свои стереотипы. Они говорят о "сырных головах", то есть "тупицах", из штата Висконсина, "грубиянах" с Востока, "моралистах" Среднего Запада, невозмутимых жителях Калифорнии.

Давайте откажемся от предубеждений и будем всегда внимательно вслушиваться в то, что нам пытаются сказать.

Задавайте вопросы

В последующих главах мы подробно поговорим о различных аспектах такого трудного дела, как вопросы. Сейчас же я хочу просто заметить: ЕСЛИ ВЫ ЧЕГО-ТО НЕ ПОНЯЛИ, СПРАШИВАЙТЕ. Все мы повинны в том, что нередко говорим: "Да, я понял", - хотя на самом деле не можем взять в толк, о чем нам хотят сказать. И нас на этом не раз ловили, не так ли? Давайте же наберемся отваги честно сознаться, что не понимаем того, о чем нам говорят. Я давно убедился, что правдивое признание впоследствии приносит немалые дивиденды.

Задавайте вопросы по сути

Очень часто в беседе мы выпаливаем множество вопросов, как бы скользя по поверхности целого ряда тем, но куда лучше задать несколько вопросов по одной проблеме. Например, в деловой беседе вы можете спросить: "Сколько отделений у вашей компании?" Вам ответят: "Десять". Вместо того чтобы поинтересоваться: "Сколько сотрудников у вас работает?" - спросите: "А зачем вам десять отделений?"

Убежден, что ответ на ваш вопрос будет чрезвычайно емким, и вы многое узнаете о состоянии дел в компании и ее планах на будущее. Продолжая задавать вопросы "почему" и "зачем" на ту же самую тему, вы получите массу интересной информации. Те же вопросы обычно используются и в разговоре с самим собой: они позволяют нам извлечь из глубин памяти немало полезных сведений, которые в противном случае остались бы невостребованными.

Пауза перед ответом

Если вам приходилось бывать в театре, вы наверняка отметили, насколько заметно отличие великого актера от посредственного независимо от сюжета пьесы и объема роли. Великие актеры работают с тем же самым текстом, что и другие артисты. Различие же заключается в том, КАК произносятся слова, с какой интонацией, каковы паузы между ними.

Паузы, драматические остановки и придают пьесе неповторимый аромат жизненности. Если вы хотите придать своим словам больший вес, не старайтесь огорошить собеседника мгновенным ответом, а сделайте короткую паузу, слегка вздохните. Собеседник убедится, что вы отвечаете продуманно, по зрелом размышлении, что ваша реплика не является "домашней заготовкой".

Я провел немало учебных семинаров и в своей компании и для сотрудников других фирм. Как-то человек, который посещал семинар личностного роста и коммуникативных навыков, проводившийся мною в компании, где он работал, рассказал следующее.

Он присутствовал на встрече с серьезным клиентом, где обсуждался вопрос о приобретении компьютерной системы стоимостью 200 000 фунтов стерлингов. Когда финансовому директору фирмы клиента назвали цену, тот решительно сказал моему ученику: "Нам нужна не менее чем 10%-ная скидка". Его партнер по переговорам встретил такое требование молчанием. Спустя несколько секунд финансовый директор продолжил уже совсем другим тоном: "Ну хотя бы 5%-ная".

Если вы немного задержитесь с ответом, ваш собеседник очень часто продолжает говорить, сообщая новые сведения, которые, вполне возможно, будут вам интересны. Не нами сказано: искусство беседы заключается не в том, чтобы заинтересовать собою других, а чтобы самому быть заинтересованным.

МЕТОД Б. П.

Я разработал методику совершенствования навыков восприятия и концентрации внимания, которую назвал методом быстрого повторения (Б. П.). Его суть заключается в следующем. Наш мозг, наше сознание способны обрабатывать огромные объемы информации.

Некоторые люди говорят со скоростью до 500 слов в минуту1, и слушателю сложно усвоить все обрушивающиеся на него цифры, факты и логические построения. Неудивительно, если он прекратит воспринимать скороговорку и погрузится в разговор с самим собой. Метод быстрого повторения используется для того, чтобы не позволять себе отвлечься от темы разговора.

Слушая кого-нибудь, мысленно, спустя долю секунды, повторяйте услышанное. Повторяйте про себя то, что вам говорят, стараясь добиться максимальной скорости. Другими словами, быстро повторяйте все услышанное.

Да, постоянно воспроизводить слова собеседника нелегко, но быстрое воспроизведение поможет вам сосредоточиться на речи говорящего и не позволит вашему сознанию соскользнуть на внутренний диалог. У предлагаемого метода есть и еще одно следствие - вы запомните гораздо больше обычного из того, что было вам сказано.

Все мы попадали в ситуации, когда нам приходилось знакомиться сразу с несколькими новыми людьми. Нелегко запомнить не только имена всех новых знакомых, но и что сказал каждый из них. При помощи метода Б. П. вы не только запомните все имена, но и сохраните в памяти большую часть разговора с каждым из представленных вам людей.

При повторении старайтесь воспроизвести как можно точнее интонацию говорящего, тон, тембр, темп и другие характерные особенности его речи. Скоро вы обнаружите, что, хотя вы и не собирались перескакивать непосредственно к выводам, но становитесь почти ясновидящим в отношении того, что касается хода беседы и ее направления.

Если вам раньше никогда не приходило в голову воспользоваться таким методом, я настойчиво советую вам его опробовать. Это один из самых простых и наиболее эффективных приемов активного восприятия.

Только одно предостережение. Когда вы в первый раз решите воспользоваться Б. П.-методом, вы можете вдруг поймать себя на том, что уставились на собеседника абсолютно отсутствующим взглядом. Когда вы пользуетесь Б. П.-методом, постарайтесь придать лицу осмысленное выражение, иначе окружающие будут обеспокоены вашим состоянием, не понимая, что с вами происходит!

Итак, активное восприятие - один из ключевых навыков, необходимых для достижения делового успеха. Простейший способ усовершенствовать навыки восприятия, используя методы и приемы, описанные в данной главе, заключается в том, чтобы составить для себя список ключевых слов прочитанного материала, а затем регулярно в процессе освоения предлагаемых приемов и методов освежать в памяти их значение. Только практика позволяет совершенствовать умения и навыки. Держите составленный список всегда под рукой: в дневнике, еженедельнике, - и заглядывайте в него почаще.

Постоянно напоминая себе о прочитанном, вы скоро заметите, насколько лучше вы стали слушать собеседника, что вы внимательно и активно прислушиваетесь ко всему происходящему вокруг и помните очень многое.

Говорят, что никто не может быть более слеп, чем тот, кому не дано видеть. Мы можем перефразировать эту поговорку: никто не может быть более глух, чем тот, кто не умеет слушать.

В заключение этой главы я хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями о том, как вам лучше запомнить все, уже прочитанное в книге, и то, что еще предстоит в ней прочесть. Мы запоминаем около 5% того, что слышали, 25% того, что видели, и более 90% того, что делали. Человек, научившийся в детстве кататься на велосипеде, сохраняет навык на всю жизнь, даже если он в течение многих лет не садился на него.

Объяснить прочность однажды обретенного навыка можно тем, что у всех нас великолепная память на действия, которые мы однажды освоили. То же самое можно сказать и об умении общаться с другими людьми.

Как только вы познакомились с каким-то приемом, применяйте его на практике. Тогда вы непременно очень быстро его освоите, и он навсегда останется в вашем распоряжении. У каждого игрока в гольф есть любимая клюшка, та, которую он больше, чем другие, использует на тренировках. Если в игре для удара потребовалась именно она, доставая ее из сумки, игрок испытывает примерно то же чувство, какое возникает при рукопожатии со старым другом. Так же и с любым навыком.

Если нужда, как говорят, мать всякого изобретения, то повторение, скорее всего, отец навыка и умения.


П. Томсон

зарегистрируйтесь!


На главную
 

Хостинг от uCoz